Проект «Читай. Братск!»: Как ели-пили (и не только) на Руси XV века

icon 13:50
icon 421 просмотр
Проект «Читай. Братск!»: Как ели-пили (и не только) на Руси XV века

Евгений Водолазкин. 
Лавр 

Общая тональность повествования сумеречная, читается непросто. Русь XV века у Водолазкина изображена совсем не глазуновскими красками. Тема для большинства читателей неизведанная. 
В таком случае всегда встает вопрос: а так ли на самом деле было, верить ли автору. В тексте постоянны цитаты на церковнославянском языке и стилизация под русскую речь XV века. Здесь сомневаться не приходится: автор – филолог, специалист по древнерусской литературе. Этим приемом он погружает в неведомую нам атмосферу.
А как насчет деталей профессиональной деятельности героя? Какие травы были известны в ту пору? Росли ли они в той местности, где жил герой? А хотя бы приблизительно так они действуют, как он их применял? Материал очень специфичен и легко наделать ляпов, как А. Куприн, у которого голубь что-то несет в зубах. 
Что знали тогда врачи о болезнях? На какие симптомы опирались? Что могли излечить? Достоверна ли сцена, когда герой ставит диагноз главарю бандитов только по одному внешнему виду? У средневекового врача не было современных инструментальных методов обследования, поэтому он был значительно наблюдательнее сегодняшних докторов. По мере прочтения начинаешь понимать, что при достаточном опыте он действительно мог это сделать. 
Много чего еще должен знать автор: как ели-пили на Руси, как одевались, как путешествовали, как платили налоги, как провожали в последний путь. Ничто не должно выпасть из ткани романа: ни детали быта, ни детали церковной службы, ни детали человеческих отношений. Все это требует от автора глубокого проникновения в тему, большого труда. Это не XX век описывать! И когда убеждаешься, что все без развесистой клюквы, начинаешь верить и в самих героев, жить их мыслями, а ведь их мировоззрение и эмоциональная жизнь сильно отличались от наших. 
Каждая страница и каждый абзац заставляет работать мозг. Мы действительно потомки этих людей? Как прошла эта эволюция народного характера с той поры по сию? Что в наших привычках осталось от тех людей? Что у нас общего в душах? 
Нестандартно не только содержание, но и форма подачи текста: нет кавычек и привычных знаков препинания при передаче цитат и прямой речи. Речь и действие вроде как еще в своей первобытной неразделенности. Непривычно, но логически оправдано: в древнерусских текстах не то что знаков препинания не было – слова не разделялись. 
Нетрадиционен в романе и ход времени: время то замедляется, то ускоряется. И это, как мне кажется, не только восприятие времени людьми той эпохи, но и авторская воля. У автора свои отношения со временем: он его передвигает, сжимает, сопоставляет, может на десяток страниц вообще отменить. Меня он почти убедил, лишь одна-две малозаметные помарки не дают мне безоглядно ринуться в путешествие во времени. 
Очень запоминающиеся у Водолазкина герои: рельефные, осязаемые, пахучие, раздражающие. Одна компания псковских юродивых чего стоит! 
И вот, когда автор окончательно убеждает в своей достоверности, мне становится не по себе: да неужели действительно наша жизнь такая тоскливая? Главный герой живет как во сне. Нет, он активен, он с утра до ночи в трудах, часто до изнеможения, или в путешествиях. Он регулярно попадает в такие переплеты, что современный человек от одних только переживаний тут же сыграл бы в ящик, а для героя все это лишь суета сует, настоящая же жизнь начинается где-то там, за порогом нынешней. Он живет как по обязанности. Это оправдано личностью героя и его социальным положением, но это так убедительно выписано автором, что начинаешь думать, что весь мир тогда был таким. Хочется поскорее проснуться и закричать: «А я не такой! Мне мой мир милее грядущего!» 
Под воздействием прочитанного я позвонил своему другу и излил свои впечатления. «А, знаю. Очень грамотный исследователь. Знаком с ним. Ведь это все на реальном прототипе основано. Был такой незаурядный монах Кирилло-Белозерского монастыря. Личность масштабная, энциклопедическая». Вот те раз! Ну и совпадения! Впрочем, все логично: мой друг тоже филолог и тоже специалист по древнерусской литературе. Более того, вспоминаю, что он мне о Ефросине уже рассказывал, правда, в основном о его книжной деятельности. «Знаешь, мне ведь мой шеф в свое время предлагал о Ефросине роман написать. Уж больно колоритный человек. Не заслуживает он того, чтобы о нем только специалисты знали. Но тогда у меня по разным причинам не сложилось: защита диссертации и прочее. Я рад, что Водолазкин его на свет вывел. Здорово, что он еще и писателем талантливым оказался». 
Уф! То есть, сложись обстоятельства чуть по-другому, я мог бы сейчас читать о Ефросине в восприятии моего друга! Думаю, он был бы немного другим. И еще: реально примеряя на друге, сколько времени и сил у него отнял бы этот роман, понял, какую огромную работу проделал Евгений Водолазкин. Теперь уже ни один исследователь или просто интересующийся тем временем человек не сможет пройти мимо этой книги. Спасибо за то, что ввел в широкий культурный обиход еще одного выдающегося русского человека. А то ведь из начальных веков Руси мы, кроме Сергия Радонежского, только князей и помним. Вот теперь будет и Ефросин!

Юрий КОТЕНКО, проект «Читай, Братск!»