Проект «Читай, Братск!»: Классика с неприглядной стороны

icon 14:11
icon 301 просмотр
Проект «Читай, Братск!»: Классика с неприглядной стороны

Тим РЕЙБОРН
«Череп Бетховена». Мрачные и загадочные истории из мира классической музыки.

У книги есть подзаголовок - «Мрачные и загадочные истории из мира классической музыки». Этот сборник недлинных очерков открывает классику с новой – неприглядной и сумрачной стороны. К месту вспоминается ахматовское «когда б вы знали из какого сора...». И вот когда вчитываешься в крайне причудливые повороты судьбы, в — мягко говоря — странности характеров тех, чья музыка — золотой культурный фонд человечества, то понимаешь, что буйства современных рокеров это невинные шалости в коротких штанишках в сравнении с ядерными отжигами мастеров симфоний, элегий и фуг.
Очерки короткие, но ёмкие. Рейборн рассказывает почти о девяноста композиторах последних двух тысяч лет. Начиная с Терпандера (VII век до нашей эры), заканчивая Питером Уорлоком (1894 – 1930). И в этих очерках у автора нашлось место рассказать и о произведениях (вспоминая авторов забытых, рассказывая об особенностях музыки, коротко и внятно обрисовывая исторический контекст), и о жизни самих композиторов. Книжка получилась познавательная, местами страшная (если вспомнить судьбу Иоганна Шоберта, композитор помимо всего прочего оказал большое влияние на Моцарта, а умер от отравления грибами, да ладно бы он один, а вместе с ним погибли жена, ребёнок, служанка и ещё несколько человек), местами представляет собой жуткий триллер (о злоключениях черепа Бетховена, черепа Моцарта и головы Гайдна это вы сами).
А помимо этого Рейнборн рассказывает о роли разнообразной мистики и суеверий в классической музыке. Например, одной из самых странных фобий была вера в то, что композитор может написать только девять симфоний. Судьбы Бетховена, Малера, Шнитке тому трагичное подтверждение. Одна из глав ёмко называется «Кровь и кишки», а в следующей рассказывается о классических детских песенках: с какого кошмара они начинались. 
Читаются эти истории взхалёб, иногда с побочными эффектами в виде шевеления волос или мурашек от удивления или ужаса.
Своей книжкой Тим Рейборн достигает главного. Возникает дикий интерес и к первоисточнику. Эти строки я пишу как раз под музыку Алессандро Страделла, сочинившего немало церковной музыки, что не мешало ему быть редким повесой, оставляя за собой разгневанных мужей. А кончил он тем, что был заколот очередным наёмным убийцей.
«Череп Бетховена» составляет отличную пару книжке Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки», открывая неформальные и увлекательные тропы в мир академической музыки.

Сергей АНИСИМОВ проект "Читай, Братск!"