Проект «Как заработать миллион»: Деньги детям не игрушка

Материалы еженедельника "Знамя"
icon 11:09
icon 354 просмотра

Что является «ключом» к финансовой грамотности подрастающего человека? В ближайших номерах мы предлагаем вам несколько публикаций на эту тему, посвященных финансовой грамотности, для младших детей, подростков, студентов. Сегодня – финансовая грамотность дошкольников.

После семи уже поздно?

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки.

Как этого избежать?

Исследования показали: жизнь обогнала все научные выкладки. Дети научились тратить деньги (освоили оплату за товар из электронного кошелька или картой) и активно пользуются этим навыком раньше 7 лет. По данным TNS Россия, в 2012 году российские дети потратили на покупки 191 млрд рублей. Согласно исследованию детского портала Tvidi.ru, 49% детей в возрасте от 6 до 15 лет совершают самостоятельные покупки. При этом о разумности и оправданности речь заходит редко (компьютерные игры, приложения для мобильных телефонов, валюта в онлайн-играх).
Для начала ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет?

Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте 5-7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, о красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок».
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.
Например, сначала показывают, как поступает «бережливый ребенок» в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию (в игровой форме или в реальных жизненных обстоятельствах), ребенок выполняет действие «бережливого ребенка» (аккуратно складывает вещи, выключает свет/воду и т. п.). Повторение действий по ритуалу формирует привычку бережливости. Ребенок привыкает к ней как к удобной, комфортной форме поведения. Она становится потребностью, перерастает в черту характера.
Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.
Дошкольный возраст – это своеобразный подготовительный этап. Ведь обычно дети – не зависимо от того, обучают их обращаться с деньгами или нет, усваивают не правила и принципы, которые им озвучивают, а правила и принципы, которым родители следуют сами. Да, здесь тоже работает личный пример. Обсуждение финансовых вопросов при детях не должно быть семейным табу. Чем старше становится ребенок, тем чаще можно спрашивать его мнение о той или иной крупной покупке, учитывать его при выборе места семейного отдыха и вариантов досуга.

2-3 года: что такое деньги?

Начинать можно, как только ребенок начинает просить игрушки в магазине и узнает магию слова «купи!». Это сигнал для родителей, что пора познакомить его с понятием денег. Вполне достаточно объяснить, что папа и мама не могут просто захотеть – и взять с прилавка чужую вещь. За нее нужно отдать бумажки. Эти бумажки папа с мамой получают на работе – если хорошо ее выполняют. Нет бумажек – нет покупок.

4-5 лет: как хорошо уметь считать!

Вторым этапом будет приобретение ребенком навыка счета денег. Универсальный вариант для всех родителей и очень любимый детьми – игра в магазин или в автобус (продвинутая версия – игра в банк, банкомат). Купите вместе с ребенком красивую и яркую копилку – она начнет учить ребенка основам сбережения.

6-7 лет: купи хлеб и молоко

Третий этап – поручения и «самостоятельные» (под присмотром родителей) покупки ребенка. Именно сейчас он на практике усваивает понятие ценности и конечности денег (на цену хлеба не купить радиоуправляемую машинку или модную куклу), получает шанс применить навыки счета денег на практике («как это - забыл про сдачу?»).

Каждый этап обучения обращению с деньгами помогает привить ребенку полезные для полноценной взрослой жизни навыки: так, складывание денег в копилку обучает ребенка расставлять приоритеты и планировать, ставить цель и достигать ее; обсуждение семейного бюджета разовьет навыки аргументации. В идеале же к семи годам у ребенка должно сформироваться адекватное представление о деньгах и разумное к ним отношение.
В дошкольном возрасте ребёнок только знакомится с миром денег. Он видит, что для того, чтобы купить домой продукты или игрушку самому ребёнку, родители достают из кошелька разноцветные бумажки – деньги. Многие дети уверены, что деньги берутся из кошелька, тумбочки или из банкомата. Поэтому в этом возрасте ребёнку уже стоит объяснить, что такое деньги, и что их нужно зарабатывать.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты. 

Задачи, которые нужно решать: 

- дать простые экономические знания; 
- сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам; 
- научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.; 
- развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; 
- обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов; 
- определять разницу между «хочу» и «надо».

«Домашняя работа» для родителей

Ответьте на вопросы: 
1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
2. Что ваш ребенок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты? 
3. Умеет ли ваш ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?
4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере? 
5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
6. Вы поощряете своего ребенка деньгами? За что? 
7. Обсуждаете ли вы с ребенком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
8. Привлекаете ли вы ребенка к составлению семейного бюджета? В каких ситуациях? 

Побеседуйте со своим ребёнком:

- Что такое деньги?
- Зачем деньги нужны?
- Откуда берутся деньги?
- Есть ли у тебя деньги?
- Как ты тратишь свои деньги?
- Сколько тебе нужно денег?

Успехов вам в финансовом просвещении детей! И до встречи!

Проект «Тьютор по финансовой грамотности рекомендует…» подготовлен специально для жителей Братска при поддержке Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования и Межрегиональной тьюторской ассоциации 
Тьюторы: Дмитрий Демидов, Мария Чередилина, Ирина Кускова

 

 

Подпишитесь на наши уведомления, чтобы быть в курсе всех событий!
Нажмите кнопку «Разрешить» в верхней части экрана